Современные тенденции: трассоискатели с функцией определения GPS-координат. Стоит ли возлагать на них большие надежды?

Современные тенденции: трассоискатели с функцией определения GPS-координат. Стоит ли возлагать на них большие надежды?

GPS

Современные технологий оказывают влияние на все сферы деятельности. Благодаря им стало возможным снизить трудоемкость и время выполнения определенных видов работ. Например, для энергетиков наличие карты, или схемы, расположения подземных кабельных линий с привязкой к географическим координатам, ориентирам, с обозначением реперных точек стало важным подспорьем в деле обслуживания подземных коммуникаций. Наличие примерной схемы подземных коммуникаций, даже не очень «привязанной» географически, лучше, чем полное ее отсутствие. Схема подземных коммуникаций позволяет ориентироваться и примерно определять зону, в которой находится искомый участок или точка коммуникации.

Современное оборудование, о котором мы расскажем в данной статье, позволяет определять точные GPS-координаты и позволяет за минимальное время находить на местности нужную точку трассы.

Информация, заложенная в такие схемы, необходима также при проведении любых земляных работ как для обеспечения сохранности подземных коммуникаций, так и для безопасности людей, осуществляющих эти работы.

Создание схем подземных коммуникаций еще в недавнем прошлом было делом очень трудоемким, требующим наличия сотрудников, владеющих методами геодезии и оснащенных специальным оборудованием. Сегодня подобную работу может проводить любой человек, обладающий минимумом специальных знаний и оборудования. Эта возможность появилась после создания глобальных навигационных систем GPS и ГЛОНАС, предоставляющих доступное навигационное оборудование и программное обеспечение для навигации на местности. При этом работы по картографии коммуникаций можно проводить одновременно с выполнением основных работ по трассировке и поиску мест повреждений, практически не затрачивая дополнительного времени.

Трассоискатели с GPS-навигатором

Такая заманчивая перспектива привела к созданию трассопоисковых приборов с встроенными модулями GPS-навигации. Находясь на трассе поиска, оператор может вручную или автоматически вносить в память прибора координаты своего местонахождения или считывать координаты из прибора, т. е. позиционировать свое местонахождение. Совокупность записанных в процессе прохождения трассы точек можно перенести на компьютер и в дальнейшем с помощью соответствующего программного обеспечения преобразовывать ее в удобный для пользователя графический или табличный вид. Имея в наличии базу данных, содержащую информацию о характерных точках конкретной коммуникации, можно решать обратную задачу — позиционирование на местности.

Сегодня на рынке поисковой аппаратуры есть подобные изделия как зарубежных, так и отечественных производителей.

Трассоискатели с GPS-навигатором: преимущества и недостатки

На основании выше изложенного можно сделать вывод, что трассоискатель со встроенным GPS-навигаторрм – это удобно и практично. Однако так-ли все однозначно?

Чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим подробней процедуру фиксации в памяти прибора точек коммуникации, которые необходимы для построения электронной или «бумажной» карты. Заносить в память множество точек, образующих прямолинейную траекторию участка коммуникации, наверное, нет особого смысла. Достаточно фиксировать точки поворотов, ответвлений, пересечений, кабельных муфт и иных характерных точек. Ясно, что количество таких точек на достаточно длинной трассе может исчисляться сотнями. Наличие в памяти навигатора координат точки — информация необходимая, но не достаточная для последующей работы по обслуживанию коммуникации. Например, для кабельной муфты желательно знать, что это именно муфта, ее тип, дату установки и другую необходимую информацию. Если таких точек в процессе работы встречается всего одна-две, то можно записать дополнительную информацию в простой блокнот, чтобы в последствии при перенесении координат точек в компьютер занести туда же и ее. Если точек несколько десятков, такая последовательность действий становится достаточно неудобной. Явно просматривается потребность в наличии алфавитно-цифровой клавиатуры, встроенной или «пристроенной» к трассоискателю для оперативного ввода информации так, как это сделано в автономных навигаторах. Оснащение такой клавиатурой встроенного в трассоискатель модуля-навигатора сделает аппарат громоздким и не очень удобным в процессе трассопоиска. Особенно, если учесть «полевые» условия использования трассоискателя, необходимость выполнять работы в любой сезон и при любой погоде. Подобные условия эксплуатации требуют использования надежной, вандалоустойчивой клавиатуры.

В тоже время, используя автономный компактный навигатор, оператор может легко проводить все операции по определению координат и внесению любой дополнительной информации об исследуемой коммуникации. И это практически не потребует каких-либо дополнительных затрат времени и труда. Представляется, что это обстоятельство может оказаться решающим для выбора вариантов оснащения оборудованием, позволяющим использовать возможности глобальных навигационных систем.

С какой точностью трассоискатели с GPS-навигатором позволяют определять координаты ?

Еще одна особенность, которую хотелось бы осветить в данной статье, — точность определения координат.

Производители трассопоискового оборудования с функциями навигаторов указывают погрешность определения координат порядка двух метров. Следует отметить, что это довольно лукавая цифра. Более корректный подход принят у производителей GPS-аппаратуры. В качестве характеристики точности задаются величина погрешности (фактически: радиус окружности, внутри которой находится искомая точка) и вероятность того, что точка находится внутри этой зоны.

Для навигаторов широкого применения вероятность того, что искомая точка находится

  • внутри окружности с радиусом 2 метра равна 0,5,
  • внутри окружности с радиусом 5 метров равна 0,9.

В справедливости указанных цифр каждый желающий может убедиться самостоятельно, проведя замеры в одной точке в разное время суток и при различной погоде. При этом погрешность определяется не только и даже не столько техническими характеристиками аппаратуры, как внешними переменчивыми факторами. Выпускается навигационная аппаратура с погрешностью на порядок меньше, но и цена ее многократно выше. Выбор определяется поставленными задачами.

Статья подготовлена специалистами отдела инноваций © ООО «АНГСТРЕМ»

Подписаться на статьи

Хотите получать полезные методические материалы?

Ваш запрос отправлен

Комплект присоединительных устройств предназначен для рефлектометров с функцией поиска высокоомных кабельных повреждений и является мощным инструментом предварительной локализации неисправностей. Указанный комплект может быть использован для рефлектометров серии РЕЙС-305 и РЕЙС-405.

Читать статью
Разнообразие видов и характера повреждений, а также структуры и условий работы электрических сетей не позволяет применить какой-либо универсальный метод определения мест повреждения (ОМП). Читать статью
Обратившись к опыту профессионалов в области поиска поломок подземных электрических кабелей, мы создали пошаговую инструкцию, которая поможет грамотно выбрать рефлектометр, ведь качество работы напрямую зависит от выбранного оборудования. Читать статью